Депутат Законодательного собрания от «Яблока» Михаил Амосов обвинил коллег из других оппозиционных фракций в продаже «Единой России» полагающихся им по партийной квоте мест в избирательных комиссиях. Такое заявление он сделал на митинге в память о Борисе Немцове, состоявшемся накануне на площади у Финляндского вокзала.
В воскресенье, 25 февраля, в Петербурге, как и в других городах России, состоялись акции памяти политика Бориса Немцова, застреленного в Москве в ночь на 28 февраля 2015 года. На митинг у Финляндского вокзала пришло около 700 человек. Выступали на мероприятии, в частности, депутаты ЗакСа Максим Резник от Партии роста, Борис Вишневский и Михаил Амосов от «Яблока».
Несмотря на договоренности с организаторами не поднимать тему предстоящих президентских выборов, Михаил Амосов призвал собравшихся придти на избирательные участки. Чем вызвал недовольство части митингующих, выступающих за бойкот выборов. Кроме того, Амосов, как сообщает телеграмм-канал «Ротонда», в своем выступлении обвинил некоторые оппозиционные парламентские партии в том, что их депутаты договариваются с «Единой Россией» по вопросу формирования избирательных комиссий: парламентарии отдают ЕдРу свои партийные квоты в избиркомах, а взамен получают депутатскую поправку.
Причины:
В прошлом и нынешнем годах в Петербурге, действительно, весьма бурно протекает процесс формирования избиркомов. В прошлом году в Горизбиркоме формировались избирательные комиссии большинства городских муниципальных образований. Что вызывало массу конфликтов, в основном, между просмольнинскими и промакаровскими членами ГИКа. В этом году после президентских выборов начнется процесс переформирования всех участковых избирательных комиссий в количестве более 1800 штук.
Сейчас в петербургском ЗакСе оппозиционными считаются 4 фракции: КПРФ, Партии роста (эта оппозиционна исключительно Смольному), «Яблока» и эсеров. Михаил Амосов не уточнил, депутатов какой именно фракции он подозревает в договорных отношениях с «Единой Россией». Впрочем, ранее Бездуховности писали, что чаще всего единороссов по квотам других партий в ИКМО заводили от Партии роста (ЛДПР не в счет). Отчасти это объясняется тем, что у Партии роста рядовых активных сторонников, способных быть членами избиркомов (а значит — не участвовать в предстоящих в 2019 году муниципальных выборах в качестве кандидатов) меньше, чем у остальных более «взрослых» партий. Отчасти тем, что отношения Партии роста с «Единой Россией» значительно глубже традиционного торга за депутатскую поправку. Так, если в большинстве районов речь могла идти именно о предоставлении ее квот ЕдРу, то в избиркоме муниципального образования Морской, как ранее писали Бездуховности, наоборот, люди Максима Резника получили большинство и попали в комиссию по квотам разных партий, чуть ли даже не «Единой России». Это объясняется договоренностями Вячеслава Макарова с Максимом Резником об укреплении позиций последнего на Васильевском острове.
С другой стороны, мог Михаил Амсов иметь ввиду даже собственную партию. Как известно, он состоит в конфликте с федеральным руководством. Уже почти год, как полномочия петербургских руководящих органов прекращены, а внешнее управление региональным отделением осуществляют федеральные уполномоченные. Амосов враждует с головной организацией и лично с Григорием Явлинским. Настолько, что открыто выступал против его выдвижения на должность кандидата в президенты, а позже не стал подписываться в его поддержку во время подписной кампании.
Именно федеральные уполномоченные сейчас принимают решения о направлении в ту или иную комиссию кандидатур от «Яблока». Поэтому нельзя исключать, что Амосов мог иметь ввиду эту ситуацию.
Последствия:
Заявление Михаила Амосова о договоренностях между оппозиционными фракциями и «Единой России» вряд ли будет иметь политические последствия. Поскольку фактически такая практика является общепринятой и никак не влияет на профессиональную репутацию участников этих политических сделок.