Бездуховности

Внутрипартийная борьба может являться причиной информационной кампании, развязанной против вице-спикера ЗакСа Анатолия Дроздова. Последнего на протяжении полутора недель ежедневно обличают ведущие городские общественно-политические СМИ за совершение весьма незначительного с точки зрения парламентария проступка: в пьяном виде он сломал нос своему подчиненному. Главный вопрос в этой истории – дрогнет ли на этот раз спикер Вячеслав Макаров.

Полторы недели назад, вечером пятницы, 23 ноября, вице-спикер Законодательного собрания и руководитель «Единой России» в Калининском районе Анатолий Дроздов в пьяном виде сломал нос системному администратору МО Академическое Антону Свечину. Причиной конфликта послужило предполагаемое предательство со стороны Свечина: в отобранном у него телефоне были обнаружены звонки бывшему сотруднику администрации, попавшему в немилость ранее. Позже выяснилось, что речь шла о Тамаре Тихоновой, экс-руководительнице юридического отдела и родной тете Свечина.

Муниципальным образованием Академическое Дроздов так или иначе руководит уже 16 лет. Впервые депутатом здесь он стал в 2000 году. В 2002 перебрался на должность главы администрации. С 2005 по 2013 годы являлся главой совета депутатов Академического. Затем стал депутатом ЗакСа, однако муниципалитет остался его флагманским округом. На выборах 2014 года здесь вновь победила команда Дроздова под руководством его бывшего заместителя Игоря Пыжика. Сам Дроздов в 2015 году возглавил общественную приемную председателя «Единой России» Дмитрия Медведева. А в 2016-м вновь избрался в ЗакС и получил должность вице-спикера.

При этом Дроздов регулярно участвует в различных политических скандалах. Так, в 2011 году ЗакСовские выборы хоть и не принесли ему победу, закрепили за ним прозвище Расческа. Потому что он лично на глазах полиции и оппозиционных наблюдателей пытался протолкнуть пачку бюллетеней в урну карманной расческой. В 2016 году много шума наделал скандал с журналисткой Александрой Гармажаповой. Которую в ответ на расспросы о фальсификациях он назвал Гармажоповой. Благодаря энергии оскорбленной журналистки скандал и тогда вышел на федеральный уровень, ситуацию были вынуждены комментировать федеральные представители партии. Однако никаких негативных последствий для самого Дроздова конфликт не возымел.

Через несколько дней после нападения на Свечина спикер ЗакСа Вячеслав Макаров – главный защитник оскандалившегося депутата – заявил, что Дроздов воспринимает все произошедшее как провокацию. Сам вице-спикер по традиции не говорит об инциденте вообще ничего (за исключением комментария «Фонтанке.Ру» о том, что вечером пятницы, 23 ноября он спал дома). С одной стороны, судя по тому, что ранее Дроздов не стеснялся на глазах посторонних запихивать в урны пачки бюллетеней и оскорблять оппозиционных журналистов, скорее всего, нос Свечину он действительно сломал. С другой стороны – очевидно, что его недоброжелатели активно раскручивают эту историю в СМИ. Об этом свидетельствуют накал антидроздовских публикаций в петербургских и даже федеральных изданиях, актуализация информационного повода новыми (и хорошо забытыми старыми) деталями.

Самой оперативной информацией по инциденту по традиции располагает «Фонтанка.Ру». Подробную новость с комментариями Свечина, Дроздова и главы администрации Академического Елены Гавриловой она выпустила уже через два часа после произошедшего – в 19:30 23 ноября. Затем тема разошлась по петербургским СМИ. Естественно, не остались в стороне и Бездуховности – наличие интересантов не отменяет большого политического значения данной темы.

Ожидаемо событие получило развитие в среду, 28 ноября. Журналисты задали спикеру ЗакСа Вячеславу Макарову вопрос, и он ответил, что Дроздов «внес громадный вклад в укрепление обороноспособности государства». А вот следующая «волна» оказалась неожиданной: 30 ноября федеральный «Интерфакс» сообщил, что материалы проверки, начатой по заявлению Свечина, переданы из полиции в Следственный комитет. Здесь необычно, что именно федеральное издание стало первоисточником новости, как позже выяснилось, имеющий технический характер. «Передача материалов от МВД в СК состоялась в связи с тем, что в них фигурирует имя Анатолия Дроздова, вице-спикера ЗакСа, который относится к спецсубъектам», — объясняла «Фонтанка.Ру».

В тот же день, 30 ноября, целое расследование о фальсификациях в пользу Дроздова на парламентских выборах 2011 и 2016 годов опубликовала «Новая Газета». О принуждениях к фальсификациям рассказывали бригадиры карусельщиков, члены и председатели УИКов. Впрочем, «Новая газета» специализируется на расследованиях, связанных, в том числе с фальсификациями результатов голосований, поэтому данная публикация на общем информационном фоне выглядит органично.

Наконец, накануне, 3 декабря, благодаря еще одной статьи «Фонтанки.Ру» скандал принял новый оборот. «Дело не в моем носе, а в деньгах спортивного комплекса», — заявил Антон Свечин в интервью одному из основателей АЖУРа Евгению Вышенкову. Выяснилось, что спустя полторы недели Антон Свечин решил рассказать журналистам, что же на самом деле стало причиной его избиения. А именно – расследование, которое он провел относительно строительства нового спортивного комплекса. Масштаб и фактура проведенной работы, впрочем, до полномасштабного расследования не дотягивают: «Все просто. Возьмем, к примеру, Ледовый дворец. Там 37 тысяч квадратных метров, и он вмещает 13 тысяч зрителей. А спортивный комплекс на Северном рынке – 124 тысячи квадратов, а заявлена там тысяча зрителей. По мне, так это известная схема, когда под видом спортивной идеи строится жилье или торговая недвижимость. Эта детская математика их и взбесила. Значит, я прав – там что-то не так», — объясняет Свечин.

Далее избитый системный администратор рассказывает, как все руководство муниципалитета уже несколько дней пытается с ним помириться: звонят, ездят к нему домой, помогают носить детские коляски по лестнице. Этому посвящена бОльшая часть текста. Зачем они хотят помириться, Свечин объясняет так: «Дело не в моем носе, а в строительстве комплекса. В деньгах, в больших деньгах». При этом, что вообще общего между Дроздовым, спортивным комплексом, а главное – Свечиным, сравнившим четыре цифры (квадратных метров и количества мест) двух стадионов, читателям предлагается додумывать самим.

Заканчивается статья анонимными словами «сотрудника правоохранительных органов, который в курсе, как проходит проверка в Следственном комитете». Он подробно объясняет, почему вина Дроздова будет доказана в два счета, «если на то будет административная воля». Для пущего устрашения опубликована фотография людей, идущих по коридору, и подпись к ней: «Сотрудница Следственного комитета при проверке заявления Свечина пришла на место происшествия».

Причины:

Возможно, Анатолий Дроздов, жалуясь Вячеславу Макарову на то, что стал жертвой провокации, не так далек от истины. Провокация, правда, скорее всего заключается не в том, что он не ломал носа Свечину, а в том, что данное – имевшее место – событие активно раскручивают в СМИ его недоброжелатели. Остается неясным лишь – кто именно это делает.

На первый взгляд, наиболее логично предположить, что это игра новой городской власти против Вячеслава Макарова. С тех пор, как врио губернатора стал Александр Беглов, очень многие неприятности в городе объясняются желанием Смольного ослабить, а затем принудить к отставке спикера ЗакСа. Один из наиболее ярких тому примеров – неожиданно возбужденное уголовное дело по факту мошенничества при закупке химических реагентов для петербургских бассейнов. «Фонтанка.Ру» еще летом 2017 года подробно писала о реализованной преступной схеме, которая могла стать возможно исключительно благодаря покровительству Константина Желудкова – аудитора Контрольно-счетной палаты, а в прошлом – главы Петроградского района и чиновника комитета по спорту. Желудков – самое доверенное лицо Вячеслава Макарова в КСП. Именно он руководил акциями политического устрашения непокорных муниципалов. И вот спустя больше года после публикации в СМИ правоохранители неожиданно возбудили уголовное дело и разом провели 17 обысков. Бездуховности тогда писали, что в тот же день планировалось задержание Желудкова. Видимо, политические покровители помогли ему этого избежать.

История с Желудковым – самая яркая. За последние два месяца в городе происходили и другие обыски, которые впоследствии могут быть связаны с людьми из ближнего круга спикера ЗакСа. Однако речь идет именно об обысках, уголовных делах. О том, что позволит собрать доказательную базу по делам, которые пока, возможно, не возбуждены. И наполнить нужную папочку новыми показаниями, подробностями вновьоткрывающихся обстоятельств и эпизодов.

Кампания против Анатолия Дроздова имеет принципиально другую природу. Прежде всего потому, что сломанный нос никак не связать с Вячеславом Макаровым. Конечно, можно говорить, что спикер окружил себя уголовниками. И это бросает тень на депутатский корпус и региональное отделение «Единой России». Но, во-первых, сломанный нос – ничто по сравнению с официально задокументированным участием в фальсификации выборов. А во-вторых, если Смольный и замыслили недоброе в отношении Макарова, то он, скорее, хочет убрать его с занимаемой должности, чем пристыдить за друзей-гопников.

Больше похоже, что главной жертвой развязанной кампании является сам Дроздов, а не его патрон. А кому и почему может мешать Дроздов? Вероятно, тем, кто хочет занять его место, ослабить позиции в ЗакСе и в районе. То есть, речь об однопартийцах. Среди них, прежде всего, можно выделить руководителя парламентской фракции и врио главы исполкома ЕдРа Александра Тетердинко и вице-спикера Сергея Соловьева. Они уже зарекомендовали себя успешной и сплоченной командой в прошлом году. Тогда они спровоцировали Марию Щербакову на многочисленные и необдуманные нападки на главу Центрального района Андрея Хлуткова, а затем вынудили уйти с должности секретаря районного отделения партии. После чего отделение возглавил Соловьев.

Дроздов на уровне региональной политики несамостоятелен – он всецело предан Вячеславу Макарову. С его репутацией должность вице-спикера – это потолок. А вот Тетердинко с Соловьевым рассчитывают на дальнейший карьерный рост. Соловьев собирается избираться в ГосДуму. Тетердинко значительно моложе, поэтому может иметь неограниченные амбиции. И должность спикера ЗакСа (не говоря о должности вице-спикера, до которой осталось полшага) – лишь первый этап в достижении поставленных целей.

С другой стороны, в городском парламенте заседание Елена Рахова. Она впервые стала депутатом в 2013 году, а до этого работала заместителем главы Калининского района. В 2016-м переизбралась по 7 округу, половина которого также находится на территории Калининского района. Секрет Раховой в том, что она хорошо знакома с Александром Бегловым. Она — практически единственный из действующих депутатов-единороссов, с которым врио губернатора работал во время своего «первого пришествия» в Смольный. С 1987 по 2001 годы Рахова трудилась в Курортном районе, уходила из него в должности замглавы районной администрации. А возглавлял администрацию с 1999 по 2002 годы Александр Беглов. В середине 2003 года Беглов на протяжении трех месяцев являлся исполняющим обязанности губернатора. Рахова тогда работала первым заместителем руководителя Канцелярии губернатора.

В отличие от Тетердинко с Соловьевым, Рахову интересует не только кресло вице-спикера (ранее Бездуховности, кстати, размышляли, что если бы действующий спикер ушел с должности досрочно, то именно Рахова из всех единороссов была бы наиболее удобна Беглову в качестве председателя). Но также она заинтересована в усилении своих позиций в Калининском районе. Добиться этого, не подвинув Дроздова, невозможно.

Последствия:

Сейчас судьба Анатолия Дроздова зависит от решения Вячеслава Макарова. Если спикер откажется от своего заместителя, в депутатском корпусе, прежде всего – во фракции, все увидят, что он теряет хватку, слабеет. Стал сдавать своих.

С другой стороны, если давление на Дроздова будет ассоциироваться именно со Смольным, если против него возбудят уголовное дело по 112 или 116 статье УК РФ (в зависимости от степени тяжести вреда здоровью), возможно, Макаров вздохнет с облегчением, если Дроздов тихонечко уйдет сам.

MegaSmi