Председатель Центризбиркома Элла Памфилова напрасно угрожает Санкт-Петербургской избирательной комиссии и подталкивает ее к незаконному давлению на муниципальные избиркомы. Да, местные депутаты в Петербурге действительно пользуются лазейками в законодательстве для облегчения порядка регистрации кандидатов. Однако эти лазейки хорошо известны. И вместо того, чтобы огульно сыпать обвинениями и угрозами, Элла Памфилова лучше бы потратила последние три года своей работы на посту председателя ЦИКа на то, чтобы эти лазейки устранить на законодательном уровне. Такого мнения придерживается депутат Государственной Думы и член парламентского Комитета по государственному строительству и законодательству Евгений Марченко.
«В последние дни Центральная избирательная комиссия и лично ее председатель Элла Памфилова неоднократно публично обвиняли руководство Петербургского избиркома в нарушениях на выборах. Это связано с претензиями, которые породил начавшийся в муниципалитетах процесс выдвижения и регистрации кандидатов в депутаты. От Эллы Александровны мы слышим критику, угрозы и огульные обвинения и в адрес муниципальных избиркомов, и в адрес Санкт-петербургской избирательной комиссии. Которую председатель ЦИКа фактически подталкивает к незаконному давлению на ИМКО!
Мне кажется, что Элла Александровна Памфилова сейчас больше играет роль политика, нежели государственного деятеля, председателя Центральной избирательной комиссии. Причем политика — оппозиционного! Складывается такое впечатление, что главную для себя задачу на этих муниципальных выборах председатель ЦИКа видит в том, чтобы добиться регистрации для несистемных, оппозиционных кандидатов.
А что на самом деле происходит в муниципальных избирательных комиссиях? Нарушается ли там закон? Происходят ли фальсификации? Нет! На самом деле ИКМО просто не смогли отказать себе в праве — именно праве, с точки зрения закона — воспользоваться лазейками в федеральном законодательстве. Корректно ли ставить вопрос таким образом: виноваты ли муниципальные избиркомы, что закон оставил для них эти лазейки? Или мы поставим вопрос так: виноват ли Центризбирком и Элла Александровна Памфилова, возглавляющая его с 2016 года, в том, что вовремя не озаботились тем, чтобы эти лазейки на законодательном уровне устранить? Мне ближе именно вторая формулировка!
Получается, с 2014 года, с предыдущих муниципальных выборов в Петербурге, когда эти лазейки вскрылись, Центризбирком ничего не делал, все оставил как есть, а теперь вдруг спохватился. И сразу же перешел к практике шантажа и угроз в адрес петербургских комиссий! ЦИК давит на Горизбирком и вынуждает его, в свою очередь, давить и запугивать ИКМО. На каком основании сейчас Санкт-Петербургская избирательная комиссия продлевает время работы ИКМО, устанавливает для них часы приема, фактически руководит муниципальными избиркомами? Например, в законе говорится, что решение о назначении выборов публикуется в газете. И в нашем случае все эти решения опубликованы. Но ЦИК все равно недоволен! Чем? Тем, что муниципалы исполнили тот закон, который им дал федеральный законодатель? Так нужно было своевременно выступить с инициативой корректировки закона, если он вас не устраивает, уважаемая Элла Александровна! Если вы недовольны очередями в избиркомах, тогда почему было не прописать четко процедуру приема документов от кандидатов: сколько времени на нее отводится, в какой последовательности совершаются действия? Чтобы регламентировать этот процесс и исключить в дальнейшем инсинуации. Местное самоуправление, включая избирательные комиссии, является независимой системой власти. И беспрецедентное давление на него, оказываемое сейчас, я считаю незаконным!
Все это давление идет именно от Эллы Памфиловой. И создается такое впечатление, что его цель — это заполнить муниципалитеты оппозиционными депутатами, которые сейчас жалуются на трудности в подаче документов!
При этом секретом не является, что у нынешнего председателя Центризбиркома предвзятое отношение к Санкт-Петербургу. Она не раз заявляла, что выборы 2014 года были сфальсифицированы. Год назад, оценивая работу петербургского избиркома, она и вовсе перешла термины «ОПГ» и «местные околотки», имея ввиду, вероятно, нижестоящие комиссии. «Сколько муниципальных комиссий, столько и командиров. Каждый начальник местного околотка больше влияет на выборы, чем Горизбирком. УИКи формируются с учетом какой-то финансовой зависимости. Депутаты местные, начальники околотков влияют на выборы больше, чем городская комиссия!» — заявила тогда Памфилова, в довершение назвав Горизбирком «структурой ОПГ».
Между тем я напомню, что с точки зрения закона муниципальные выборы 2014 года прошли честно и без фальсификаций. По итогам выборов мы в Петербурге имеем многочисленные решения судов, оценки правоохранительных органов, которые констатируют отсутствие претензий к результатам голосования. Ни одни результаты выборов тогда отменены не были!
5 лет люди, избранные тогда, достойно отработали депутатами. Сейчас они выдвинули кандидатов в губернаторы. И являются полностью легитимными! Я призываю Эллу Александровну прекратить огульно ругать и хаять их.
Как член Комитета по законодательству Государственной думы я считаю, что в сложившейся ситуации нет нарушений закона. Есть лишь правовые лазейки, наличие которых не может провоцировать претензии к ИКМО или Горизбиркому. Ругать и хаять нашу правовую систему, систему местного самоуправления недопустимо, а с точки зрения государственного деятеля — даже преступно!
Я ждал, что позицию Эллы Памфиловой еще в прошлый раз, после 2014 года, поправит бывшее руководство Санкт-Петербурга или федеральные коллеги. Однако этого не произошло. Поэтому, если давление на избирательную систему Петербурга со стороны Памфиловой не прекратится, я намерен инициировать обращение в Генеральную прокуратуру. Поскольку уверен, что ее огульная, безосновательная критика жирным пятном ложится на репутацию не только местного самоуправления в Петербурге, но и исполнительной власти.
Мне сложно объяснить причины бесконечных нападок председателя Центризбиркома и подталкивание с ее стороны городских избирательных комиссий к незаконным действиям чем-то, кроме ее глубокой личной неприязни к Санкт-Петербургу в целом. Я хочу верить, что Эллой Памфиловой не движут идеи дестабилизации политической системы. Однако именно к этому, к сожалению, может привести ее политика. Поскольку в случае избрания в муниципалитеты сплошь оппозиционных депутатов, на следующих выборах в списке кандидатов в губернаторы мы будем выбирать между Алексеем Навальным, Григорием Явлинским и Борисом Вишневским!», — уверен Евгений Марченко.