Александр Бастрыкин распорядился внимательно изучить обстоятельства разрушения Александровских ворот Охтинских пороховых заводов и привлечь виновных к ответственности. Данный памятник был разобран по указанию миллиардера Игоря Водопьянова, одна из компаний которого обязана была отреставрировать здание. Свои действия Водопьянов объяснял нежеланием «терять года два» на согласование документации на реставрацию.
Председатель Следственного комитета Александр Бастрыкин поручил петербургским коллегам разобраться в обстоятельствах практически полного уничтожения объекта культурного наследия регионального значения «Александровские ворота Охтинских пороховых заводов». Руководитель ГСУ СК России по Петербургу Александр Клаус должен «изучить ситуацию, в том числе на предмет наличия оснований для проведения проверки, и доложить… в центральный аппарат ведомства».
«Год назад коммерческая организация выиграла торги. Памятник попал в льготную программу по спасению заброшенных и разрушающихся объектов культурного наследия. Однако вместо спасения арендатор, не согласовав какую-либо документацию и не получив разрешения на производство работ, начал реставрацию, чем практически разрушил объект», — констатирует пресс-служба Следственного комитета.
Скандал, вызванный разрушением Александровских ворот, разразился в Петербурге в начале октября. Тогда стало известно, что сданный в декабре 2019 года в аренду по программе «рубль за метр» памятник практически уничтожен. Хотя компания «Научно-исследовательский институт химических волокон и композиционных материалов (с экспериментальным заводом)», получившая здание, обязана была его отреставрировать.
Данная структура принадлежит миллиардеру Игорю Водопьянову. В свое оправдание изданию «Фонтанка.Ру» он заявлял, что не стал согласовывать с Комитетом по охране памятников работы по реставрации, фактически вылившиеся в разрушение Александровских ворот, потому что не захотел «терять года два на получение разрешений». «Если бы мы начали получать все эти разрешения, мы бы еще года два не приступили к работам. Приостановить — так приостановим. Ну, на год позже мы все это доделаем. Так же невозможно, просят в качестве комсомольской нагрузки все это отремонтировать, а потом еще проходить все это издевательство, согласование со всеми инстанциями?», — заявил Водопьянов. По его словам, памятник «демонтировался сам»: «Начали демонтировать крышу — демонтировалась половина верхнего этажа. Сама».
КГИОП потребовал незамедлительно прекратить любые работы на объекте и заявил, что по факту разрушения памятника будет приниматься решение о возбуждении уголовного дела. Спустя несколько дней активисты провели серию одиночных пикетов под лозунгом «Водопьянова под суд!».
Причины:
Игорь Водопьянов знаменит своим пренебрежительным отношением к историческому наследию Петербурга. Так, в прошлом году он попытался начать процедуру согласования сноса памятника архитектуры Полюстровская трамвайная подстанция. Здание, построенное в 1914-1915 годах, а в 2018-м признанное памятником архитектуры, мешает Водопьянову разбить газон — рядом располагаются жилые корпуса ООО «Жилой комплекс „Полюстрово“» — компании, входящей в структуру принадлежащей Водопьянову управляющей компании «Теорема».
В свою очередь, Александр Бастрыкин известен своим чутким отношением к историческому центру Петербурга. За последние годы Следственный комитет под свои нужды получил в городе несколько старинных аварийных зданий, которые благополучно отремонтировал, сохранив габариты и подвергнув минимальной перестройке. Так, в 2019 году в доме №96 по набережной реки Мойки, до этого длительное время пустовавшем, было открыто общежитие Следственного Комитета. В торжественной церемонии принимал участие Бастрыкин. В 2020 году Следственный комитет завершил ремонт расселенного здания на проспекте Римского-Корсакова, 95. В августе стало известно, что Следственный комитет получил в безвозмездное пользование Дом Забелиной на 2-м Муринском проспекте — одно из немногих сохранившихся дореволюционных зданий в историческом районе Лесное. Оно давно заброшено, все последние годы местные жители боролись за его сохранение. В 2019 году дом едва не продали с торгов, что неминуемо привело бы к его сносу. Однако аукцион в последний момент под давлением общественности отменили. Сейчас ведутся проектные работы для последующего ремонта здания.
В июле по личному распоряжению Александра Бастрыкина было возбуждено уголовное дело по факту незаконно прорубленного дверного проема в фасаде здания придворно–прачечного дома (ул. Чайковского, 2/7), являющегося памятником архитектуры XVIII века. Данная дверь с набережной реки Фонтанки ведет в квартиру скандально-известного в Петербурге архитектора Евгения Герасимова.
После того, как городская прокуратура отменила возбуждение уголовного дела, по поручению Бастрыкина в течение суток была проведена повторная проверка, дело возбуждено повторно, расследование поручено лично Александру Клаусу, задача пристального контроля возложена на центральный аппарат СК.
Последствия:
За разрушение памятника архитектуры «Александровские ворота Охтинских пороховых заводов» Игорю Водопьянову, косвенно подтверждающему, что демонтаж был произведен по его решению, может грозить до 3 лет лишения свободы. Такое наказание предусматривает соответствующая 243-я статья Уголовного кодекса.
Учитывая, что в дело уже вмешался Александр Бастрыкин, уйти от ответственности преступникам будет значительно сложнее.