Бездуховности

 

В течение месяца Законодательное собрание должно избрать нового уполномоченного по правам человека в Петербурге. На должность претендуют 10 кандидатов, в том числе, экс-депутат ЗакСа от «Справедливой России» Надежда Тихонова, экс-уполномоченный по правам ребенка Светлана Агапитова, а также Сергей Лаптев, в должности руководителя аппарата создававший институт «взрослого» и детского омбудсменов города. Своим мнением о кандидатах, о том, какими основными качествами должен обладать омбудсмен, и кого ни в коем случае нельзя избирать на эту должность, с Бездуховностями поделился первый петербургский уполномоченный по правам человека Игорь Михайлов. 

— Сразу 10 кандидатов выдвинули свои кандидатуры на выборы омбудсмена. Как вы считаете, все эти кандидаты всерьез конкурируют друг с другом?

— Дело здесь не совсем в том, конкурентные выборы на должность уполномоченного или не конкурентные. Права человека — единственный реально оставшийся в повестке дня политический вопрос. Картина мира упростилась настолько, что остались только права человека, и ими занимаются все. Но для омбудсмена это — профессиональная обязанность. И говорить нужно не о высокой или низкой конкуренции, а о том, кто из кандидатов знает — как, и умеет это делать. И о том, кто из них не обременен федеральными обязательствами. А это очень важно!

Когда выбирали первого петербургского уполномоченного по правам человека, выбирал исключительно губернатор. Очень важно, чтобы в вопрос этих выборов не вмешивались федеральные акторы — патроны, которые хлопочут за того или иного своего ставленника. У губернатора должна быть возможность гарантировать соблюдение и защиту прав человека, и при этом не допустить излишней политической раскачки. 

— Кого вы имеете ввиду?

— Например, один из кандидатов — Надежда Тихонова. Ходатайствовать за нее будет лидер партии. Но тогда, если Тихонову изберут, будет ли партия оставаться в стороне или станет вмешиваться в работу омбудсмена?

Повторюсь, уполномоченным должен стать человек, ограниченный лишь действующим законодательством в сфере защиты прав граждан, но не личными обязательствами перед третьими лицам из Москвы. Во всех трех случаях (при выборе трех петербургских омбудсменов) было именно так — решал губернатор. И это правильно. Так же должно оставаться и впредь.

Зная, какие сейчас ведутся кулуарные переговоры, я понимаю, что большинство реально претендующих на должность людей будут опираться на федеральных ходатаев. Александру Дмитриевичу Беглову нужно очень осторожно подходить к этим кандидатурам. Если ходатай попросил единожды, он попросит и во второй раз и в третий. И получится, что у нас не уполномоченный по правам человека, а представитель какой-то партии или министерства.

— Многие называют фаворитом первого детского омбудсмена Петербурга Светлану Агапитову.

— Да, Светлана Юрьевна стала самым первым уполномоченным по правам ребенка в Петербурге. Но этот институт вырос из аппарата уполномоченного по правам человека, когда в 2009 году аппарат был разделен на две части. А кто создавал аппарат детского омбудсмена? Сергей Альбертович Лаптев — руководитель аппарата «взрослого» омбудсмена, в 2009 году взявший на себя эту работу в аппарате детского. То есть Агапитова была первым омбудсменом, но никаких проблем по созданию этого института у нее не было, поскольку за нее все сделал Лаптев.

— На этих выборах Сергей Лаптев также претендует на должность уполномоченного.

— Да. И, сравнивая их с Агапитовой опыт, могу сказать, что этот опыт абсолютно сопоставим. Равнозначен. Но если Светлана Юрьевна была лицом этого института, то Сергей Альбертович — техническим исполнителем, руководителем.

Вернемся снова к Тихоновой. С кем мы можем ее сравнить? Давайте сравним с Михайловым Игорем Павловичем. В 2007 году он лишился мандата депутата. В свое время в его адрес был брошен упрек, что для него должность омбудсмена стала решением кадрового вопроса. Но! Тогда не было аппарата, офиса, должность была только на бумаге. Нужно было дать ей содержание. Любой на месте Михайлова стал бы первопроходцем — должность уже была, а государственный орган создан не был. Что получает Тихонова? Все готовое. Здесь и возникает вопрос: не являются ли ее намерения — попыткой сохранить номенклатурный статус? 

Ко мне были упреки, меня называли прогубернаторским ставленником, в противовес был создан городской правозащитный совет. И я довольно быстро понял, что правозащитный совет с такими яркими людьми как Наталья Леонидовна Евдокимова, Рыбаков и другие — это полезная для меня организация. У меня были свои полномочия, совет собирал статистику, на которую я ориентировался (хотя не помню, была ли статистика, кому помог правозащитный совет). Но вот к чему никогда не было ни у кого никаких вопросов, так это к аппарату, который создавал Сергей Альбертович Лаптев.

— Судя по вашим словам, именно Лаптеву вы отдаете предпочтение на этих выборах?

— Дело не в том, кому предпочтение отдаю я. Но по всем деловым качествам всех кандидатов — как я это вижу — его кандидатура — наиболее подходящая. Как я уже говорил, важно, чтобы губернатор чувствовал, что если в области защиты прав граждан и возникнут какие-то острые углы, проблемы, то решать их будет омбудсмен, а не тот, кто за спиной у него будет стоять и диктовать свои интересы.

При этом очень важно, чтобы уполномоченный имел свою позицию. У нас традиционно остро стоит вопрос с обманутыми дольщиками. Теперь еще добавилась проблема — надо делать прививку или не надо. А нужно было с самого начала сделать так — государство берет на себя полную ответственность и создает план обязательной вакцинации. Статистика говорит, что 1 человек из тысячи может умереть. Именно от вакцины. Это неизбежно. Но государству нужно взять на себя ответственность за здоровье популяции.

— Будет ли у Сергея Лаптева собственная позиция, о которой вы говорите, если преимущественно он занимался техническими вопросами?

— Безусловно. Это человек волевой, с собственным мнением и обостренным чувством справедливости. Сергей Альбертович полностью свободен от внешнего влияния — этих федеральных патронов, на которых делают ставку другие кандидаты. Агапитовой он не уступает ничем. Но она активно пользуется федеральной поддержкой и сейчас будет пытаться действовать по-старинке. Как именно — конкретизировать пока не хочу.

При всех своих достоинствах и недостатках Лаптев — наиболее оптимальный кандидат. Ему не надо объяснять, что делать, он знает писанные и неписанные правила, знает проблемы жителей Петербурга. Отработав в этой системе больше 10 лет, знает ее изнутри.

MegaSmi