Бездуховности

Планы по строительству двух новых небоскребов на Лахте, а также застройка Охтинского мыса и уничтожение его археологических памятников стали причиной для обращения петербургских градозащитников к Владимиру Путину. Безответственная по отношению к культурному наследию политика нынешних городских властей в конечном счете приведет к исключению Петербурга из списка Всемирного наследия ЮНЕСКО, уверены они.

Состоялась пресс-конференция петербургских градозащитников. Главной ее темой стала необходимость спасения города от двух страшных бед: застройки Охтинского мыса и возведения двух новых небоскребов высотой 555 и 703 метра (против нынешнего 462-метрового). Две новые башни безвозвратно исказят панорамы и открыточные виды города. 

— У нас в городе есть, на что потратить деньги — да хоть на восстановление собора на Сенной площади, — цитирует издание MR7 выступавшего на пресс-конференции председателя правления Петербургского союза учёных Андрея Тимковского. — У меня и у моих коллег нет сомнения, что эта стеклянная «раковина», которая строится на Охтинском мысу, — это оскорбление для центра города.

Застройка Охтиснкого мыса, где в «нулевых» годах в ходе раскопок были обнаружены конструкции крепостей Ландскрона, возведенной в 1300 году, и Ниеншанц, датируемой XVI веком, а также планы по строительству новых небоскребов — дело рук компании Газпром. 

Другой участник пресс-конференции, археолог и руководитель первых раскопок на Охтинском мысу Пётр Сорокин вспомнил, как проводил исследования 14 лет назад. Именно тогда были обнаружены остатки двух шведских крепостей. 

— Чуда не случилось. Все, наверное, вспомнили обращение президента Владимира Путина в 2021 году, — отметил Сорокин, имея ввиду поручения президента не застраивать мыс, а создать там историко­-археологический музей-заповедник.

Вместо парка в итоге Газпром предложил, а Смольный поддержал создание выставочного зала на месте археологических находок.

— Строить на мысу негде, так как памятники занимают всю территорию мыса… Это каменный век какой-то — заменять памятники реальные на виртуальные, — продолжает Сорокин.

У Охтинского мыса есть мощная группа защиты, состоящая из активистов. Еженедельно по субботам в 13:00 они собираются у мемориала взятию крепости Ниеншанц и обсуждают текущую ситуацию. 

— Сейчас они и днём, и ночью вгоняют трубы огромного диаметра, выкачивают почву, а потом, видимо, заливают бетон, — констатирует Анастасия Плюто.

Победить Газпром в его намерении уничтожить памятники и панорамы Петербурга возможно только гражданским обществом, уверена секретарь правозащитного совета Петербурга Наталия Евдокимова: «Тогда, действительно, было гражданское общество, и мы победили. Как выяснилось позже, мы не совсем победили».

В 2010-х справиться с Газпромом удалось благодаря активной общественности — на постоянной основе проводились митинги, пикеты, шествия и демонстрации. Сейчас бороться с башнями сложнее — в связи с действующими в Петербурге «ковидными ограниченными». 

— Такое ощущение, что против Миллера (председателя правления и заместителя председателя совета директоров Газпрома Алексея Миллера) вообще нет управы, — сокрушается Евдокимова.

Градозащитники направили письмо Владимиру Путину с просьбой помочь сохранить мыс и остановить строительство новых башен на Лахте.

Последствия:

Кроме того, сейчас градозащитники готовят референдум с требованием запретить строительство башен Газпрома. Активисты клеят листовки и собирают желающих присоединиться к инициативной группе. Референдум анонсирован движением SOS Снос и платформой «На защиту Петербурга!».

MegaSmi