Бездуховности

Градозащитники Петербурга на объединенной пресс-конференции выдвинули свои требования о безусловной защите всех исторических зданий. Мероприятие стало ответом на заявленную инициативу КГИОПа о «сортировке» дореволюционных домов на ценные и неценные («несредовые»). Последние будет разрешено сносить. Пока в списке 400 зданий, однако еще 7 тысяч ожидают своей участи.

В понедельник, 4 декабря, на базе Градозащитного пресс-центра состоялась конференция «Требование сохранить безусловную ценность исторических зданий Санкт-Петербурга». 

Зампред Совета по сохранению культурного наследия при Правительстве Санкт‑Петербурга Михаил Мильчик заявил, что деление огромного количества зданий на средовые и несредовые недопустимо, передает издание «Закс.Ру». 

Его позицию поддержали коллеги. Они отметили, что исторические каретные и дровяные сараи, службы и т.д. даже по логике охраны наследия и согласно здравому смыслу никак не могут быть отнесены к несредовым. Президент научного комитета ИКОМОС — Россия по правовым вопросам Алексей Ковалев заявил, что каждый дом и «каждый камешек» центра Петербурга — памятник дореволюционной эпохи. 

— Это не могут быть несредовые объекты, если мы говорим об исторической среде, — считает Ковалев. 

Координатор Градозащитного пресс-центра Олег Ларионов убежден, что среда исторической части города сформировалась до революции, а потому все здания этой эпохи должны находиться под охраной. 

— Что такое применительно к Санкт-Петербургу среда? Это не какая-то там идеальная картинка, не какой-то хрустальный идеальный  город, который кто-то хочет видеть. Это та среда, которая сложилась к 1917 году со всеми её архитектурными различными стилями, может быть, изъянами, какой-то особенностью отдельных локаций. Есть парадный центр, есть непарадные кварталы Адмиралтейского района.

Научный сотрудник Эрмитажа Василий Успенский подчеркивает, что подобные постройки создают особую атмосферу Петербурга. Она отражена как в романах Федора Достоевского, так и в фильмах Алексея Балабанова, отметил Успенский. 

— Очень часто именно эти скромные маленькие флигели определяют тот самый колорит исторического Петербурга, который мы так любим, — добавил зампред общества «Старый Петербург» Александр Кононов. 

Причины:

Депутат Законодательного собрания Борис Вишневский убежден, что попытка изменения закона и снятия с охраны исторических зданий является строительным лоббизмом в чистом виде. Парламентарий напомнил, что главная цель закона, который хотят менять в КГИОПе — сохранение исторического наследия, а не обеспечение интересов бизнеса.

Вишневский констатирует, что сейчас существует объективный способ отнесения здания к историческим объектам — год постройки до 1917 года. Комитет же предлагает использовать субъективное определение ценности постройки.

Последствия:

В движении «SOS СПб снос» констатируют, что в Петербурге начинается развертывание «максимально широкой общественной кампании» в защиту исторических зданий. «Изменение 820-го закона — это вопрос не одного месяца. Нам с вами необходимо развернуть максимально широкую общественную кампанию, чтобы спасти Петербург! Не ведитесь на «список на снос» из 400 домов — это только пробный шар, в рукавах у  шулеров еще 7 тысяч исторических зданий. Впереди — огромное количество событий!»

Также градозащитники сообщили о создании телеграм-канала «На защиту Петербурга!«: «Наполним его новостями о борьбе за наш город! А канал SOS Снос должен оставаться каналом для экстренного реагирования. Присоединяйтесь!»

MegaSmi