Причиной травли депутата Максима Резника могли стать опасения Смольного усиления Вячеслава Макарова. Волна нападок на парламентария со стороны пригожинских СМИ совпала по времени с принятием решения о том, кто будет допущен до участия в губернаторских выборах, а кто – нет. И имела своей целью дискредитировать Резника, чтобы окончательно вычеркнуть его из списка обсуждаемых кандидатур.
Уже спустя несколько часов после разгона оппозиционной колонны на первомайской демонстрации началась информационная кампания против депутата ЗакСа от Партии роста Максима Резника. Одно из флагманских СМИ Евгения Пригожина «Невские новости» опубликовало материал «Курящий марихуану депутат Резник попал на видео». В заметке был размещен ролик, на котором парламентарий курит сигарету на лестничном балконе. Исходя из специфических длинных затяжек, издание предположило, что сигарета набита наркотиками.
Сразу после публикации «Невских новостей» тему с наркотиками подхватил депутат ЗакСа от «Единой России» Андрей Анохин. В соцсетях и в комментариях СМИ он стал требовать, чтобы Резник прошел соответствующий тест. А также обвинил коллегу, что, во-первых, на демонстрации он вел себя неадекватно, так как находился под действием наркотиков, а во-вторых, что именно из-за него, Резника, и произошли массовые задержания демонстрантов.
В последующие дни в СМИ, как считается, аффилированных с Пригожиным, вышли десятки статей, заметок и прочих материалов, всячески развивающих и дополняющих данную тему. В них появлялись новые видео, снятые скрытой камерой, на которых Резник курит; на куртке, купленной на Авито у его супруги, якобы обнаруживали следы наркотиков; главред «Невских новостей» объявлял «челлендж» — сдал тест сам и призывал к тому же Резника. Было создано еще огромное количество различных инфоповодов, позволивших писать о Резнике практически круглосуточно. К концу майских праздников супруга депутата Ксения Казарина заявила, что у ее мужа случился сердечный приступ. Накануне их по прибытии в Петербург более 40 минут досматривали в аэропорту «Пулково».
Информационная кампания против Максима Резника совпала по времени с активной фазой обсуждений на уровне Смольный – Администрация президента, кто должен составить конкуренцию Александру Беглову на губернаторских выборах. О том, что Резник в нарушение своих негласных договоренностей с Оксаной Дмитриевой начал готовить почву для собственного выдвижения, Бездуховности писали еще в начале апреля. Собеседники издания утверждают, что именно начавшийся политический процесс с отбором будущих кандидатов и был причиной кампании против Резника.
Причины:
Однако опасения у Смольного вызывал не сам Резник, а его патрон Вячеслав Макаров. Именно спикер ЗакСа добивался согласования участия своего протеже в губернаторской гонке. После провала провластных кандидатов на губернаторских выборах в ряде регионов в прошлом году, Кремль с большой настороженностью относится к кандидатам-спойлерам. И скрупулезно оценивает их шансы на электоральные успехи. Например, на прохождение во второй тур.
В случае с Резником вести переговоры о корректировке линии его предвыборной кампании Смольному пришлось бы с Вячеславом Макаровым. Который, наверняка, принялся бы выторговывать для себя политические блага в сфере контроля над ЗакСом: сохранение должности спикера до 2021 года или избрание на должность председателя лояльного себе депутата. Смольный же принципиально не хочет вести с Макаровым никаких переговоров, соглашаться на «помощь с избирательными комиссиями» и т.д., чтобы не оказаться у него в долгу. Это же стало главной причиной, почему кандидатом в губернаторы не мог стать Максим Резник – чтобы в перспективе не попасть в долговое рабство к Макарову.
Последствия:
Интрига со списком спойлеров, которые будут допущены к участию в выборах, разрешится в ближайшие две недели. Смольный с Администрацией президента пока держат фамилии в строгом секрете. Впрочем, в последние время наблюдатели стали склоняться к мысли, что принять участие в кампании, возможно, вообще не смогут кандидаты ни от «Справедливой России», ни от ЛДПР. После прошлогодних выборов Москва побаивается Владимира Жириновского, считая его недоговороспособным. В Петербурге на том же счету и эсеры. Лишь у Надежды Тихоновой, контролируемой лично Сергеем Мироновым, есть шансы составить «конкуренцию» Беглову. Также по причине недоговороспособности и слабой контролируемости из списков, как считается, вычеркнут Борис Вишневский. Остальных возможных кандидатов Бездуховности перечисляли ранее.