Бездуховности

Градозащитники заподозрили Смольный в нежелании сохранять исторический квартал на Тележной улице. Практически сразу после встречи представителей ВООПИК с вице-губернатором Николаем Линченко, где участники обсудили максимальную цену, по которой предпринимателям, заинтересованным в реконструкции, а не сносе домов, было бы выгодно приобрести их на торгах, в КИО было подписано распоряжение, по которому здания оценены в два раза дороже — почти в 300 миллионов. Эта цена фактически обрекает исторические здания на снос, поскольку делает их ремонт глубоко убыточным. Вопрос сохранения исторического квартала станет одной из важных тем готовящейся встречи ВООПИКа с губернатором Александром Бегловым.

В пятницу, 21 февраля, в преддверии праздников, Комитет имущественных отношений в спешном порядке выпустил распоряжение о продаже квартала исторических зданий на Тележной улице. Все жилые и нежилые помещения 5 зданий под номерами 21-29 должны быть единым лотом выставлены на торги не позднее 4-го квартала 2020 года. Их начальная стоимость — более 290 миллионов рублей.

Между тем, в конце января на встрече представителей Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры с вице-губернатором Николаем Линченко, обсуждая механизмы спасения зданий, участники пришли к пониманию, что максимальная цена, по которой здания смогут приобрести добросовестные предприниматели, ориентированные на реконструкцию, но не снос квартала, составляет 160 миллионов. Данная цифра была озвучена самим Комитетом имущественных отношений.

— Состоявшееся совещание было подготовительным перед встречей ВООПИКа с губернатором. Принципиальное решение, что встреча с ним состоится, принято. Повестка сформирована. В ней есть и ситуация с Тележной. А встреча с Линченко являлась проговариванием вопросов, которые будут вынесены на следующий уровень, — рассказывает Бездуховностям зампредседателя Совета петербургского ВООПИК Александр Кононов. — Более того, по поручению Линченко мы дважды встречались с главой Центрального района, с сотрудниками КИО, с подведомственными учреждениями, которые занимаются организацией торгов. И мы всем объясняли, что найти фирмы, которые отремонтируют здания, возможно. Но нужно аккуратно подойти к формированию цены. 160 миллионов — цифра, озвученная на тех встречах Комитетом имущественных отношений, чуть-чуть великовата, но в целом приемлема. Теперь же цена увеличилась почти вдвое. Что вдруг произошло, что так резко изменило оценку?

Дома 21-29 по Тележной улице были расселены более 10 лет назад. За это время власти несколько раз пытались снести их, однако всякий раз встречали активное сопротивление этим планам со стороны местных жителей и градозащитного сообщества. 

Причины:

По мнению Кононова, стремительное увеличение цены может свидетельствовать либо о том, что администрация хочет продать здания какому-то конкретному, заранее известному интересанту, либо не хочет продавать их вовсе. Поскольку, если конкретного застройщика, под которого организуются торги, нет, то аукцион просто не состоится по причине завышенности цены. При этом и Николай Линченко, и представители администрации на прямые вопросы о том, есть ли у них потенциальный покупатель квартала, не только неизменно отвечали отрицательно, но также просили ВООПИК со своей стороны помочь в поиске заинтересованных предпринимателей. И в то же время на совещаниях всех уровней выражали твердую заинтересованность в том, чтобы продать уже много лет простаивающие здания в текущем году. 

Мы проводили консультации с предпринимательскими структурами, и все говорят, что 290 миллионов — это цена зданий под снос. Отбить такие деньги, вкладываясь в более дорогостоящую реконструкцию, нежели снос и последующее новое строительство, невозможно, — продолжает Кононов. — Поэтому мы удивлены, как быстро 160 миллионов превратились в 290. Получается, наш диалог приводит к обратным результатам: мы говорим, что будем искать потенциального покупателя, и тут же цена резко увеличивается. Что свидетельствует либо о наличии у администрации потенциального покупателя, либо о ее планах дождаться, что где-то что-то действительно рухнет само. Тем более, что сейчас в 3-х метрах от дворового флигеля 21-го дома вырыт котлован ведущейся стройки по соседству. Из-за него на флигеле увеличиваются трещины и, судя по всему, — крены. Если два года назад, когда мы проводили экспертизу, флигель не был в аварийном состоянии, то сейчас его состояние резко ухудшается.

Последствия:

В случае, если город не изменит своего решения, выставит квартал на торги за 290 миллионов рублей и при этом найдется застройщик, который по этой цене его приобретет, здания почти наверняка будут обречены на снос. Как указано выше, совокупная стоимость вместе с реконструкцией не окупится при последующей продаже квартир. Зато вложения удастся отбить, если заведомо ангажированная экспертиза признает здания необратимо аварийными и подлежащими демонтажу. Собственник в таком случае будет обязан восстановить лишь фасады. Он сможет изменить внутренние объемы, перестроить дворовые флигели, существенно увеличить площади. 

— С нашей точки зрения, предстоящие торги по продаже зданий должны обеспечить не только максимальный заработок города, но и — в первую очередь — их сохранение и восстановление, — уверен Александр Кононов. — У нас сейчас есть обширные планы, как добиться этой цели. К этим объектам на протяжении нескольких лет приковано внимание петербургской общественности. Мы считаем, что она должна знать, что сейчас ситуация начала развиваться в негативную сторону. Конкретные наши действия пока озвучивать преждевременно, потому что в данной истории есть противоборствующая нам сторона, которая пытается создать условия для сноса зданий.

Вопрос сохранения исторического квартала на Тележной улице в ближайшее время будет поднят на встрече с губернатором Александром Бегловым.

MegaSmi