Бездуховности

Обращение с требованием отменить заочное рассмотрение вопроса о сносе Дома Басевича вице-губернатору Николаю Линченко направил руководитель фракции «Справедливой России» Алексей Ковалев. Парламентарий не сомневается, что происходящее является попыткой застройщика «провести нужное решение в условиях неизбежно ослабленного в условиях пандемии общественного контроля». И требует вмешаться в происходящее вице-губернатора.

В срок с 20 по 23 апреля КГИОП принял решение проводить заочное рассмотрение документов на снос Дома Басевича на Большой Пушкарской ул., 7. Такого решения от рабочей группы Совета по сохранению культурного наследия добиваются Академия танца Бориса Эйфмана и строительная компания Setl City. Первой здание и соседний сквер с закрытым детским садом переданы для строительства апартаментов для своих артистов. Setl City привлечена академией на непонятных условиях, вероятно, рассчитывает получить в награду какие-то коммерческие площади и активно лоббирует проект сноса исторического здания. Перед членами рабочей группы стоит вопрос, согласны ли они с уничтожением всех пяти дворовых корпусов Дома Басевича с частичным сохранением пяти из 7 этажей лицевого корпуса.

«Дом Басевича»  — выдающееся архитектурное произведение архитектора А. Зазерского. В защиту «Дома Басевича» от разрушительного проекта активно выступают градозащитники и местные жители, которые рассматривают форсирование сроков принятия решения о судьбе дома  как попытку провести нужное застройщику решение в условиях неизбежно ослабленного в условиях пандемии общественного контроля, — констатирует Алексей Ковалев в своем обращении Николаю Линченко. — Считаю необходимым отложить рассмотрение рабочей группой Совета по сохранению культурного наследия вышеуказанного эскизного проекта строительства комплекса зданий для нужд Академии танца Б.Эйфмана до окончания ограничительных мер, вызванных коронавирусом».

Поскольку Академия танца является бюджетным учреждением, то и проект строительства зданий для ее нужд должен оплачиваться из бюджета. А средств на это в нем не заложено, напоминает Алексей Ковалев: «Непонятно, чем вызвана необходимость экстренного проведения заочного рассмотрения эскизного проекта. Насколько известно, средства на реализацию проекта в бюджете города на 2020-2022 г. не заложены».

Также в среду, 22 апреля, к губернатору Александру Беглову обратилась внучка инженера Басевича, 91-летняя Марианна Гусева (Басевич). Она попросила градоначальника уберечь дом от сноса: «До революции в этом доме жила наша семья. Будучи прогрессивным человеком, дедушка в первых рядах подписал акт о национализации и добровольно отдал дом на попечение государства.»

Напомним, в январе Академия танца и Setl City впервые вынесли на рассмотрение КГИОПа документы о полном сносе здания. Что стало шоком для петербургской общественности, так как здание не далее как в 2016 году было передано академии в совершенно работоспособном состоянии для последующей реконструкции, но не сноса. Волна протестов и митингов привела к тому, что документация на снос была отозвана. В конце марта КГИОП получил новый пакет документов — теперь Setl City предлагал сохранить лицевой фасад и половину внутренних стен 4-х из семи этажей лицевого корпуса. И снести все остальное — все 5 дворовых корпусов, 3 верхних этажа и дворовый фасад первых четырех этажей лицевого корпуса. То есть фактически — оставить только фасадную стену на высоту 4-х этажей. Рабочая группа КГИОПа рекомендовала увеличить объем сохраняемого лицевого корпуса — и в высоту, и в глубину. На этот раз рабочей группе предстоит рассмотреть «откорректированную» документацию. В действительности все, что в ней изменилось, это то, что кое-где теперь значится сохранение не 4-х, а пяти этажей лицевого корпуса. При этом документы переделаны так небрежно, что во многих местах — в «разрезах», чертежах, пояснениях и т.д. — все еще говорится о сохранении лишь 4-х этажей.

Причины:

Вероятно, Академия танца и компания Setl City торопятся получить разрешение на снос здания, поскольку независимое техническое обследование здания в марте пришло к выводам, что Дом Басевича находится в совершенно ремонтопригодном состоянии и требует лишь незначительных переборки или замены конструкций. Обследование было выполнено экспертами, привлеченными Всероссийским обществом охраны памятников истории и культуры. Средства на проведение обследования удалось найти путем сбора пожертвований самих горожан. В результате было установлено, что во всех 6 корпусах Дома Басевича имеются лишь 10 аварийных участков стен, из которых 8 находятся в верхнем этаже, много лет простаивающем без крыши. Площадь необходимой переборки или замены конструкций наружных стен здания составляет не более 3%. 

Понимая, что теперь, когда известно, что Дом Басевича можно без труда отремонтировать, в городе после завершения фактического карантина с новой силой вспыхнут протесты в связи с планами сноса здания, Академия танца и Setl City торопятся как можно скорее получить разрешение на снос. 

Последствия:

Ранее зампред петербургского ВООПИиК Александр Кононов предупреждал, что градозащитники неминуемо обратится в суд, если КГИОП одобрит документы в нынешнем виде, то есть фактически разрешит снос Дома Басевича. Проведенное независимое обследование ляжет в основу искового заявления. «Теперь, когда у нас есть экспертиза технического состояния, которая станет фундаментальным документом для разбирательства, шансы на успех в суде есть. Но это должна понимать и городская власть: суд будет длиться долго, возможно, год. Какое бы решение ни было принято, вторая сторона подаст апелляцию. Это еще время. А можно ведь найти разумный компромисс и без суда. Даже представители архитектурного сообщества на прошлом заседании рабочей группы говорили, что дворовые корпуса можно реконструировать, но не сносить», — отмечал Александр Кононов.

Впрочем, не исключено, что в вопиющую ситуацию все-таки вмешается вице-губернатор Николай Линченко, чьими прямыми обязанностями является обеспечение сохранения и бережного отношения к историческому центру Петербурга. Поскольку в данной ситуации речь фактически идет о неприкрытом желании застройщика разрушить один из ярчайших образцов модерна исключительно из соображений уменьшения стоимости строительства и создания бОльшего объема площадей в новом доме.

MegaSmi